В ночь с 19 на 20 апреля в Сретенском монастыре состоялось праздничное богослужение в честь Светлого Христова Воскресения! Протоиерей Михаил Литвинов совершил чин Полунощницы: перед Плащаницей был прочитан Канон Великой субботы. В полночь начался Крестный ход вокруг храма с торжественным пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити…»
Богослужение на Пасху особенное: Канон Пасхи, Пасхальные часы, все священные тексты исполняются нараспев. Все очень торжественно и празднично! Богослужение посетили гости из г. Улан-Удэ, близлежащих сел, ребята из подросткового клуба «Витязи» с. Ангыр и воскресной школы с. Зырянск. Отрадно, что много детей и молодежи! Практически все причастились Святых Христовых Таин.
Во время богослужения были прочтены: Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, Послание Святейшего Патриарха Кирилла и Высокопреосвященнейшего Митрополита Иосифа.
Святитель Иоанн Златоуст вновь торжественно восклицает: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь». (https://www.pravoslavie.ru/61346.html)
Святейший Патриарх отмечает важность делания добрых дел и несения в себе света Христова Воскресения: «Пасха Христова знаменует переход от земного тления к вечной жизни с Богом, к единству с нашим Творцом и Искупителем. А потому, радуясь о Воскресшем ради нас Иисусе и с благодарностью принимая Чашу спасения (Пс. 115:4), в которой Церковь преподает нам истинную Пищу и Питие бессмертия — Тело и Кровь Христовы, будем неустанно и неумолчно прославлять Господа делами любви и милосердия, являя себя Его верными учениками. И хотя наше стремление к добру и преуспевание в деле Божием может казаться порою скромной лептой вдовицы (Мк. 12:42), будем всегда иметь попечение о том, чтобы не ослабевала в нас твердость веры и непоколебимость надежды, зная, что труд наш все же не тщетен пред Господом (1 Кор. 15:58). Воздадим же Воскресшему Спасителю хвалу и славу, обнимем друг друга с любовью и поделимся немеркнущей пасхальной радостью со всяким человеком, с кем сведет нас Бог на нашем жизненном пути, словом и делом свидетельствуя о том, что – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!» (https://www.patriarchia.ru/db/text/6201933.html)
В этом году и православные, и католики празднуют Пасху в один день. В своём послании Владыка Иосиф обратил внимание на четыре фактора, которые определяют, по мнению Отцов Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году, дату единственно истинной Пасхи Христовой: «Удивительно то, что в этом году мы будем отмечать 1700 лет проведения Первого Вселенского Собора в Никее в 325 году, на котором среди 318 епископов присутствовали великие Отцы Церкви, — святители Евстафий Антиохийский, Александр Александрийский, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Афанасий, будущий патриарх Александрийский. Собор, проходивший в присутствии святого равноапостольного императора Константина Великого, не только осудил и низверг безбожную ересь Ария, но и принял ряд постановлений, которыми мы руководствуемся до настоящего времени, в том числе и установил правила расчета истиной Пасхи Христовой.
Отцами Собора определено, что Пасха Христова наступает в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, при этом христианская Пасха не должна совпадать с иудейской.
Итак, дату единственно истинной Пасхи Христовой определяют четыре фактора:
- Весеннее равноденствие, которое определяется астрономически для Иерусалимского меридиана. В 2025 году день весеннего равноденствия в северном полушарии планеты приходится на 20 марта.
- Первое полнолуние после весеннего равноденствия. В 2025 году – это 13 апреля, воскресенье.
- Деньвоскресный. Если нужное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. В 2025 году – это 20 апреля.
- Пасха Христова наступает непременно после иудейской пасхи (Песах).В 2025 году Песах(еврейская пасха) отмечалась с вечера субботы 12 апреля до наступления ночи с 19 на 20 апреля.
Все эти условия, как мы видим, неизменно соблюдены, как и в прошлые годы, в этом году. И в полночь на 20 апреля наступила, как определили Святые Отцы Первого Вселенского Собора, истинная и спасительная Пасха Христова.
Мы придаём определению времени празднования Пасхи очень важное значение. И не случайно.
Святой равноапостольный император Константин Великий говорил в рассуждении о дне Святейшей Пасхи: «Что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения».
Ещё первенствующая Церковь 7-ым правилом Святых Апостолов постановила: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».
1-е правило состоявшегося в 341 году Антиохийского Собора напоминает о решениях Первого Вселенского Собора: «Все дерзающие нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви. И это сказано о мирянах. Если же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнёт к развращению людей и к возмущению Церквей обособляться и с иудеями совершать Пасху: такового святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как сделавшегося не только виною греха для самого себя, но и виною расстройства и развращения многих. И не только таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быть в общении с ними, по их извержении из священства».
Памятуя об этих грозных прещениях, Православная Церковь неизменно блюдёт соборные постановления о Пасхе Христовой.
Папа Римский Григорий XIII счел возможным проигнорировать канонические правила о непраздновании Пасхи с иудеями, и в 1582 году ввел новый стиль и новую пасхалию. Пасхалия западных христиан является очевидным нарушением канонов, поскольку католическая и протестантская Пасха время от времени совпадает с иудейской, а иногда бывает раньше нее.
Что касается Православной Церкви, то она не может принять пасхалию, не соответствующую канонам и постановлениям Никейского Собора.
Пасха Христова наступает непременно после пасхи иудейской, потому что Христос Воскрес именно после пасхи иудейской, что соответствует правде евангельского повествования. По разъяснению крупнейшего канониста епископа Никодима (Милаша), это необходимо «для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собою ничего общего». Об этом говорит и знаменитый толкователь канонов Зонара: «Надо, чтобы непраздничный праздник иудеев совершался сначала, а затем уже праздновалась наша Пасха».
Еврейский праздник Пе́сах посвящен событиям, описанном в Библии, в книге «Исход».Тогда в одну ночь Ангел Господень убил всех первенцев египтян, обойдя стороной дома евреев. «Пе́сах» в буквальном переводе означает, что Ангел Смерти «миновал», «прошёл мимо». Если еврейский Пе́сах символизирует исход евреев из Египта, то христианская Пасха символизирует победу жизни над смертью, «переход от смерти к жизни, от земли к Небу». В христианской традиции Пасха, это новый, другой праздник, наполненный новым смыслом и поэтому отмечаемый в другие даты.
Пасха Христова, светлое Христово Воскресение, самый главный праздник всех христиан. Радость о Христе Воскресшем объединяет сегодня всех людей, наполняет наши сердца живой и действенной верой, прогоняет ненависть, уничтожает разделения.»
Отец Михаил поздравил всех с Праздником праздников и Торжеством из торжеств и пожелал: «… чтобы эти светлые дни Пасхи даровали нам истинные радости о Духе Святом. Да дарует нам и нашим семьям мира, добра, благодати. Чтобы радость наша была полной до краев, настоящей, подлинной. Всех вас с праздником! Христос Воскресе!»
Матушка Ника поздравила богомольцев с Пасхой Христовой: «Как говорил святой Паисий Святогорец, у нас души, как аккумуляторы – если мы раздали, мы тут же благодать получаем обратно. Господь никогда в должниках не ходит. Если мы делимся любовью, мы получаем любовь, но только сторицей, еще больше, приумножается все. Вот зло нельзя: если мы источаем зло, то и получим мы зло. Надо дарить добро, радость, любовь. И вот сегодня у нас, ну, действительно, такая огромная радость, такая огромная благодать Божья! Давайте делиться этим, давайте помогать друг другу! Кто может, материально помогите. Кто может, словом помогите, делом помогите. Помогайте друг другу, подсказывайте.
Сегодня очень-очень радостно, что у нас столько молодежи. Это так здорово, так хорошо! Значит, у нашей России есть будущее. Раз молодежь идет в храм, если она молится вместе с нами. Наша молодежь прекрасная, самая лучшая! С праздником, мои дорогие, мои любимые, мои хорошие. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»
На совместной трапезе в качестве монастырского благословения матушка преподнесла сладкие презенты гостям и пригласила в храм на каждое воскресное богослужение. Так же 6 мая – престольный праздник в честь великомученика Георгия Победоносца. Будет служить владыка, а после соборной молитвы и Причастия, будем традиционно петь песни военных лет.
Матушка Ника поделилась новостями: в храме начался капитальный ремонт, благодаря доброму благодетелю приобрели гранит и реализуем демонтаж пола на первом этаже. Также приступили к строительству храмов на Байкале (местность Лопатки) и в Ангыре. Просим святых молитв! Спаси, Господи!
Христос Воскресе! Воистину Воскрес Христос!