Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница», по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398–1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая — «мера в меру» — в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 — каменная.
Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день.
Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: «Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!»
В нижнем храме Одигитриевского собора города Улан-Удэ находится старинный чтимый народом список Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», предположительно написанный в конце XVIII — начале XIX века уральскими мастерами. Икона несомненно храмовая, но в каком из храмов она находилась и как была спасена от уничтожения в годы богоборчества, остаётся неизвестным.
Образ был выкуплен православными верующими Троицкого храма г. Улан-Удэ у известного бурятского художника Владимира Павловича Уризченко в апреле 1996 года за 12 млн. рублей (по курсу того времени). По договоренности с владельцем иконы в течение года верующие собирали средства и каждый месяц отдавали их за икону.
21 ноября 1998 года в одном из помещений на территории Одигитриевского собора открылась молельная комната и в ней была помещена икона «Одигитрии», перед которой стали совершать усердные молитвы о возвращении Церкви Одигитриевского собора. С 30 октября 1999 года в течении двенадцати суток икона мироточила.
20 декабря 1999 году приходу был передан нижний придел собора, а 26 марта 2000 года была совершена первая Божественная Литургия. В мае 2000 года собор был полностью передан Церкви. Чтимая верующими икона «Одигитрии» была помещена в нижнем, Богоявленском приделе Одигитриевского собора.
В 2021 году по заказу митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа для хранения иконы был изготовлен новый резной киот.
За время своего существования образ обветшал, покрылся копотью и загрязнениями, стала шелушиться и осыпаться краска, появились потертости и утраты.
В октябре 2024 года митрополитом Иосифом было принято решение отправить икону на реставрацию. Московские специалисты-реставраторы промыли икону от наслоений копоти и загрязнений, укрепили красочный слой, восполнили утраты левкаса (левкас – меловая основа под живопись), прописали утраченные места живописи, покрыли икону защитным слоем. Было решено оставить старую позолоту иконы, восполнив лишь существовавшие утраты, что сохранило её старинный облик.
1 декабря 2024 года образ после реставрации возвратился в г. Улан-Удэ и помещён на своё прежнее место в киоте на левой стороне нижнего Богоявленского храма Одигитриевского собора, и каждый желающий вновь может приносить перед ним молитву Божией Матери.