По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Главная / Медиа / Новости епархии / 25 августа — год назначения митрополита Иосифа на Бурятскую кафедру. Интервью на тему

    25 августа — год назначения митрополита Иосифа на Бурятскую кафедру. Интервью на тему

    25 августа 2020 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви главой Бурятской митрополии назначен митрополит Иосиф. На кануне этой даты удалось побеседовать с Владыкой Иосифом.

    — Владыка, 25 августа 2021 года ровно год с момента назначения Вас на Бурятскую кафедру. Если охарактеризовать этот год кратко, несколькими фразами, то какой он был для Вас?

    — Я бы сказал, что сам по себе год был непростым, потому что за этот год Республика пережила два длительных локдауна. Конечно, это отразилось на церковной жизни, но в то же время год был и плодотворным. В первую очередь я сумел ознакомиться с положением дел в епархии, в митрополии, посетил монастыри, многие приходы, удалось решить целый ряд проблем, которые стояли перед епархией, поэтому я бы охарактеризовал этот год положительно.

    — На прежних местах Вашего служения у Вас был хороший контакт с властями, то есть Вы получали поддержку и вот положительно как-то это все выливалось в тёплое сотрудничество. Как обстоит дело в Бурятии? Есть ли взаимоотношения? Ощущается ли поддержка в чем-то или наоборот?

    — За прошедший почти год, я несколько раз встречался с Главой Республики Алексеем Самбуевичем Цыденовым. По ряду разных вопросов мы вели обстоятельные беседы, я чувствую его понимание и поддержку, это, конечно, меня радует, это ободряет. Мы также встречались мэром города Игорем Юрьевичем Шутенковым, общались с ним, тоже обговаривали возможность решения определённых задач. Я встречался с рядом руководителей районов и везде тоже находил тёплый прием и понимание, поэтому я считаю, что в этом отношении у нас тоже работа идёт весьма положительно.

    — Одно из самых важных направлений работы правящего архиерея – это восстановление и строительство храмов. Конечно, один год не такой уж и большой срок, но всё-таки, что удалось сделать на Бурятской земле: что-то начать, что-то продолжить, а что-то завершить? И хотелось бы подробнее о строительстве Успенского кафедрального собора.

    — Это наше самое главное дело, — здесь в республиканском центре, создание достойного кафедрального собора. У нас ряд храмов построен в районах и несколько храмов мне уже удалось освятить за это небольшое время. Буквально 5 августа мы завершили, и, наконец, после 15 летнего перерыва освятили небольшой Спасский храм возле Одигитриевского собора, Но, конечно, самая главная цель – это строительство Успенского кафедрального собора. Многие интересуются как идёт ход строительства, и я вот могу рассказать, что из средств, которые были обещаны на строительство в прошлом году было выделено 10 миллионов и они очень быстро были освоены, и в этом году выделено 16 миллионов 208 тысяч, и эти деньги тоже освоены. В этом году выполнены очень непростые работы по установке самых больших, крупных, главных куполов на верх строящегося храма. Было установлено пять центральных куполов, и шатёр, и купол на колокольню. 12 куполов, и три купола на входной группе, которые уже давно установлены, то есть будет 15 всего куполов. Это была довольно сложная задача, потому что у нас в регионе нет такого подъемного крана, который имел бы такую высоту и мог бы поднимать такие тяжести. Пришлось этот кран привозить из Новосибирска, это конечно расстояние дальнее и очень непростая работа, но, к счастью, все прошло очень благополучно, успешно, и эти центральные пять самых больших куполов и шатёр на колокольню были установлены всего за один день. Уже сегодня над городом мы видим светящиеся купола и кресты, ну а остальные меньшие купола, с ними больших проблем не будет, потому что такая техника у нас есть и здесь в Улан-Удэ, под руками. В этом году мы ставим себе задачу перекрыть кровлю храма для того, чтобы, может быть, уже в будущем году начать потихоньку и внутреннюю отделку. Ну а работ предстоит ещё очень много, говорить о каких-то сроках завершения храма практически невозможно, потому что всё зависит от финансирования, как оно будет идти. Потому что были озвучены крупные суммы, которые будут привлечены на строительство храма, мы пока не видим этих сумм, поэтому невозможно говорить о том, как, в какие сроки, будет завершен этот храм. Для Успенского собора в этом году нам удалось заказать комплект колоколов. Дело в том, что самый большой колокол, который весит 3 тонны 800 килограммов, уже был приготовлен, он находится в соборе и мы надеемся, что в этом году он будет установлен на колокольню, а вот остальные колокола, которые необходимы для того, чтобы создавать мелодию, были заказаны в этом году, в городе Тутаев Ярославской области, на колокололитейном заводе Пяткова. Мы заказали восемь колоколов весом от 6 до 156 килограммов, то есть всего это 3 тонны 560 килограммов, мы заплатили за эти колокола, уже оплатили эти работы – 614 тысяч, колокола уже изготовлены, уже доставлены, и тоже в этом году, надеюсь, мы их уже установим на колокольню. Таким образом, собор фактически обретёт свой голос.

    — Но это планируется в ближайшее время или трудно об этом говорить? Нужна будет специальная техника или у нас есть возможности?

    — Возможности поднять колокола на колокольню есть, но для этого нужно подготовить саму колокольню, там необходимо довершить ряд определённых работ и выполнить, собственно, работы по размещению колоколов, для этого нужно будет привлечь специалистов, которых, к сожалению, у нас здесь в городе нет. Вот в этом будет такая небольшая трудность, надеемся, что эту трудность мы преодолеем успешно. Мы радуемся тому, что всё-таки работа не стоит, она продолжается, надеемся на лучшее, благодарны тем людям, которые выделяют средства на строительство храма, и, в первую очередь, конечно, благодарны Главе Республики Алексею Самбуевичу Цыденову, потому что он проявляет заботу о строительстве храма и без этой помощи, наверное, мы не смогли бы решить задачи, которые перед нами стоят в плане продолжения строительства этого грандиозного сооружения.

    — Хотелось бы всё-таки поподробнее о храмах, пусть небольших, но освященных Вами, например Спасский храм.

    — Этот храм был построен ещё в 2006 году, но как-то оставался невостребованным. Когда-то здесь, в Улан-Удэ, стоял величественный пятипрестольный храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, он был взорван, полностью уничтожен. Сегодня на этом месте автомобильная развязка и там уже, конечно, невозможно восстановить порушенный храм, Но чтобы хотя бы сохранялась память о том, что такой храм существовал в городе, и было принято решение построить вот этот небольшой храм на территории Одигитриевского собора. Нам пришлось довершить это строительство и украсить этот храм к его Великому освящению. Были заказаны иконы в Софрино, необходимая утварь, и уже пять литургий за это небольшое время мы совершили в этом храме. Он очень уютный, он очень нравится нашим прихожанам, они с удовольствием идут туда, чтобы помолиться в этом храме, Я думаю, что он и в дальнейшем будет привлекать наших прихожан.

    — В апреле 2021 года в епархиальном управлении состоялось подписание договора об изготовлении в главные храмы города Улан-Удэ новых иконостасов. Чем обусловлена такая необходимость? Что для этого нужно и когда это может осуществиться?

    — Дело в том, что вчерне иконостасы и верхнего храма Одигитриевского собора, и Троицкого храма нашего города, были выполнены тоже в начале двухтысячных годов, это, наверное, 2004-2006 годы, и с тех пор работы по довершению этих иконостасов не продолжались. Они и выглядят, эти иконостасы, как недоработанные. Это сразу бросается в глаза, и храмы, конечно, очень теряют в своем восприятии интерьера, поэтому было принято решение продолжить эти работы. Были заключены договора и по Одигитриевскому собору и по Троицкому храму с одной из мастерских города Иркутска. Работы должны быть выполнены за три года, но уже к Пасхе планируется, что первый ряд и в Одигитриевском, и в Троицком храмах, уже иконостасы будут смонтированы. То есть можно будет уже представить, какими они будут выглядеть после своего завершения. Работа очень кропотливая, работа дорогостоящая, поэтому мы не спешим со сроками, оплата будет производиться частично, это позволит нам качественно выполнить эти работы по изготовлению иконостасов. Я думаю, что все приходящие в эти храмы будут радоваться тому, как заиграют, засияют внутри интерьеры этих храмов.

    — А какими они будут, это уже решено? Это будет дерево, золото, что это будет?

    — Иконостасы будут выполнены в дереве с частичной позолотой. Иконы останутся прежними, потому что они выполнены на довольно хорошем уровне.

    — У представителей средств массовой информации региона была возможность задать Вам свои вопросы. Вот один из них: «Год назад в своем интервью Вы говорили о создании здесь трудоспособной команды. Такая команда создана? С какими сложностями Вы столкнулись в этом деле?».

    — Одна из самых главных проблем не только Бурятии, нашей епархии, но и всего Дальнего востока – это кадровая проблема. Сегодня у нас есть такая работоспособная команда, в принципе, у нас все направления, которые традиционно выполняет Русская Православная Церковь, охвачены, священники и миряне на этом поприще усердно трудятся, но, конечно, хотелось бы, чтобы у нас было больше активных людей, которые являлись бы нашими добрыми и надёжными помощниками. Я радуюсь тому, что здесь есть целый ряд хороших священников, которые всегда готовы вместе с нами осуществлять те или иные начинания. Сейчас все сложнее и сложнее становится это делать, потому что, конечно, пандемия дает о себе знать, но тем не менее целый ряд проблем в этом году, как я уже говорил, нам удалось решить. Это решается теми людьми, которые трудятся со мной бок-о-бок, которые вместе со мной работают, служат и мы вместе находим пути решения этих задач, которые стоят перед епархией.

    — Владыка, Вы часто посещаете храмы, приходы, в том числе самых отдалённых населённых пунктов. По сути, эти визиты — знакомства, какой Вы увидели жизнь в приходах, отвечает ли увиденное Вашему представлению? Какова на Ваш взгляд паства?

    — Я уже 42 года в священном сане, поэтому хорошо знаю изнутри церковную жизнь, и каких-то особых надежд на то, что здесь все гораздо лучше, чем в других регионах, у меня не было. Я увидел, в основном, те трудности, с которыми сталкивается наше духовенство и православные верующие люди в развитии церковной жизни, те сложности, которые стоят перед нами. Это строительство, или завершение строительства храмов, это строительство воскресных школ, это вообще развитие церковной жизни. Все идёт очень сложно и непросто. Священники обращаются подчас за помощью, если я могу чем-то оказать им помощь, я всегда на это откликаюсь, но трудностей очень много. Фактически, объезжая епархию, я не увидел ни одного прихода, о котором можно сказать: «Ну вот, слава Богу, здесь сделано всё, можно успокоиться». Фактически требуется везде ещё работать и работать, это касается в том числе и монастырей. Например, в Посольском монастыре ждёт своего часа реставрация Никольского храма, в Троицком монастыре нужно реставрировать древний Троицкий собор, есть и в Батурино, в женском монастыре, свои проблемы – пришла в ветхость трапезная монастыря, в этом году матушка игумения Ника предпринимает усилия по капитальному ремонту трапезной, там идёт ещё и строительство стены вокруг монастыря. Проблем очень много, дел очень много, конечно, понемножку всё-таки что-то делается, но говорить о том, что у нас все уже хорошо, прекрасно, и уже можно успокоиться, конечно, очень преждевременно. Что касается людей, то в этом отношении я могу порадоваться. В каждом приходе я увидел людей верующих, заинтересованных, стремящихся внести свой вклад и свое участие в развитие церковной жизни. Это наш самый главный потенциал – люди. Слава Богу, что у нас здесь такие добрые, отзывчивые люди, которые готовы отдавать силы, возможности, средства для развития церковной жизни.

    — Владыка ещё вопрос от коллег журналистов: «на первой конференции шла речь о налаживании богослужений на бурятском языке, надежды были связаны с тем, что у нас единственный есть сегодня священник со знанием бурятского языка, где он служит этот священник? Проходят ли уже богослужение на бурятском языке?

    — Это одна из насущных, очень важных и значимых проблем, которые нам предстоит решить, которые мы мало-помалу, всё-таки решаем. Есть определённые трудности, дело в том, что нет какого-то общепринятого литературного бурятского языка, а тот бурятский язык, который считается литературным, он фактически недоступен для понимания большинства бурят. Буряты говорят на различных диалектах, это конечно затрудняет нашу задачу перевода богослужения на бурятский язык. Тем не менее, в этом году у нас состоялись первые богослужения на бурятском языке, правда не полностью Литургия была отслужена на бурятском языке, но какие-то фрагменты: чтение апостола, чтение Евангелия, ещё какие-то тексты, песнопения, звучали на бурятском языке, наряду с обычным нашим общепринятым церковнославянском языке. Я рукоположил для этой цели священника бурята — отца Давида Лупсанова. Он совершает свое служение в Никольском храме города Улан-Удэ, но мы решили, что богослужения на бурятском языке будут проводиться, по возможности, в Михаило-Архангельском храме города Улан-Удэ. Первое такое богослужение состоялось 13 июня. Мы планируем, что регулярно, хотя бы два, три раза в месяц, такие богослужения будут совершаться в этом храме. На первом богослужении, конечно, присутствовало коренное население – буряты, я думаю, что для них было очень радостно слышать молитвы на своём родном языке, проповедь отца Давида, потому что он носитель бурятского языка, он произносил по-бурятски, это тоже, наверное, было очень приятно и интересно, тем более, что эта проповедь была произнесена на том живом бурятском языке, который понятен и доступен для людей, пришедших на это богослужение. В дальнейшем, конечно, нам хотелось бы, чтобы у нас был не один священник бурят, который говорит по-бурятски. У нас есть священники буряты, но они, к сожалению, не владеют бурятским языком. Мы мечтаем о том, что у нас будут священники носители бурятского языка, которые будут совершать богослужения на родном для бурят языке, потому что ведь у нас есть целые районы с компактным проживанием бурят, где очень желательно иметь вот именно такого священника, который говорил бы и совершал богослужения на бурятском языке, вот это та цель, к которой мы постепенно идём, совершая перевод богослужения, внедряя в богослужебную практику бурятский язык, но надеемся, что постепенно, всё-таки, у нас будут такие приходы, будут такие священники.

    — Епархией было запланировано провести в этом году довольно много мероприятий, посвящённых празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского. Удалось ли осуществить намеченное?

    — Да, у нас действительно епархиальном советом, а затем епархиальным собранием был принят очень большой план мероприятий, посвящённых знаменательной юбилейной дате – 800-летию со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, одного из самых чтимых святых Русской Православной Церкви, но, к сожалению, пандемия внесла свои коррективы, не все мероприятия мы смогли провести. Тем не менее, целый ряд мероприятий всё-таки был проведён. Во-первых это ежегодные Образовательные Рождественские Чтения. В этом году они были посвящены именно этой памятной дате, мы их провели, на эти чтения были привлечены не только наши священники, не только наше духовенство. Прошло очень много других мероприятий: круглые столы и встречи, проводились различные конкурсы. Все то, что возможно было провести без большого стечения народа, нам удалось провести, но те мероприятия, которые требовали очного присутствия, которые должны были собрать значительную часть людей, нам провести не удалось, мы вынуждены были отказаться от проведения таких мероприятий по вполне понятным причинам. Так что в этом отношении у нас ситуация, может быть, не совсем хорошая, но тем не менее, этот юбилей проведен на вполне достойном уровне.

    — Владыка, первый год на новом месте, как правило, это пора знакомства с людьми, адаптация к новым местам. Но год прошел, всё позади, каким Вы видите предстоящий второй год Вашего служения на Бурятской земле? Что планируете?

    — Сейчас вообще очень сложно что-то планировать, но, тем не менее, все равно мы устремляемся в будущее, строим какие-то планы, и они очень разные. Конечно, это продолжение строительства Успенского кафедрального собора нашего республиканского центра. Конечно, это реставрация тех храмов, которые сегодня находятся не совсем в хорошем состоянии, это продолжение строительства храмов, это закладка новых храмов, например, в районе Стеклозавода планируется закладка нового храма, и, может быть, в будущем году мы такую закладку совершим. Сегодня там совершаются богослужения во временном храме, хотя район большой, храм востребован, люди туда приходят, поэтому нужен хороший вместительный храм, планы такие есть. Это, конечно, развитие церковной жизни в разных её направлениях, — и социальное служение, и просветительское, и миссионерское. Планов и задач много. Начинать в этом отношении что-то новое смысла никакого нет, потому что все это уже имеется в жизни епархии, всё это начато, нам нужно только продолжать и развивать. На этом мы и будем сосредотачивать свои усилия.

    — Спасибо большое что Вы нашли время для беседы, ну и помощи Божией во всех Ваших делах и начинаниях.

    — Спасибо. Ну и конечно, в заключение, я хочу поздравить всех жителей Бурятии с юбилеем, который мы отмечаем в этом году – с 800-летием со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, нашего молитвенника и предстателя перед Престолом Божиим. Это человек, который отдал свою жизнь на благо нашего Отечества, и мы должны хоть в чем-то немного подражать ему, и его молитвами, конечно, надеемся, что наша Земля будет процветать и укрепляться вере наших православных предков.

    Беседовала Наталья Шуплецова

     

     

    Видео