По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Home / Медиа / Новости епархии / 7 марта в Улан-Удэ будет принесен список иконы Божией Матери «Взыскание погибших», написанной по желанию святой блаженной старицы Матроны Московской, и икона с её мощами.

    7 марта в Улан-Удэ будет принесен список иконы Божией Матери «Взыскание погибших», написанной по желанию святой блаженной старицы Матроны Московской, и икона с её мощами.

    7 и 8 марта, в день празднования обретения мощей блаженной старицы Матроны Московской, богослужения в Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ будут совершены перед иконой с её мощами и списком образа Божией Матери «Взыскание погибших», написанного по её желанию.

    Начало вечернего богослужения 7 марта в 17-00;

    Утреннего богослужения с Литургией Преждеосвященных Даров – 8 марта в 8-00.

    Наименование этой иконы принадлежит к числу наиболее трогательных наименований, какими только была названа Пречистая Дева, и выражает глубокую мысль о Богоматери, как о последнем прибежище, последней надежде потерянных людей. Матерь Божия взыскует через этот образ не только погибающих, но даже уже погибших, даруя последнюю надежду не надеющимся уже ни на что.

    Название иконы связано с повестью VII века о монахе Феофиле. Он служил церковным экономом в городе Адане, в Малой Азии, но был оклеветан, изгнан, и чтобы снова получить утраченную должность, отрёкся от Бога и обратился за помощью к дьяволу. Вскоре Феофил получил должность обратно. Но со временем осознал свой страшный грех. Бросив мирские дела, он затворился в маленькой церкви во имя Пресвятой Богородицы, и там, непрестанно рыдая, каялся и молился, припадая к иконе Божией Матери. Через 40 дней Феофил сподобился Её святого видения и получил надежду на спасение души. Именно этот Феофил впервые обратился к Царице Небесной как ко «Взысканию погибших».

    В России образ известен с се­ре­дины XVII ве­ка.

    В 1808 году благоче­сти­вый кре­стья­нин се­ла Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет. Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние заказать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: «Возь­ми­те». Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Выздо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок ико­ны. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми.

    Еще один список этого образа связан с именем святой Матроны Московской, которая родилась в небольшом сельце Себино Епифанского уезда Тульской губернии.

    В 1905-м году приснился отроковице Матроне Никоновой сон: явилась ей Царица Небесная, Которая «в себинский храм просилась». Родители Матроны, Наталья и Дмитрий, пришли к местному священнику отцу Василию Троицкому:

    — Матрюша просила Вам сказать: у Вас в библиотеке, на второй полке слева, стоит книга с картинкой, которую она увидела во сне. Вы, батюшка, дайте её нам, книгу-то, а на тот образ глядючи, художник для нашего храма Царицу Небесную соделает.

    Батюшка не удивился, когда такая книга действительно нашлась.

    Для воплощения своего замысла блаженная Матрона избрала человека, хоть в деле своём и искусного, но не примерной жизни. Она назвала имя и просила привезти его к себе.

    Стараниями отца Василия Троицкого начались его розыски. А в окрестных деревнях начался сбор средств «с мира», чтобы заплатить живописцу. В одно из воскресений сборщицы стояли возле храма с кружкой «на икону Богородицы». Подавали кто сколько может. К женщинам подошёл зажиточный крестьянин Иван Калачёв, человек грубый и неприятный. Поглядел на кружку, недовольно прищурился:

    — Я всю мелочь в церкви отдал. Меньше рубля не осталось в кармане.

    — Так и давай рубль. Ведь ты, Иван, не бедный у нас, — ответила сборщица.

    — Рубль! — возмутился Калачёв. — Да ты знаешь, сколь корячиться мне надо за этот рубль?! Рубль ей ништо… Ишь ты! Рубля-то жалко.

    Однако нехотя достал из кармана пачку денег, с усилием отщипнул одну бумажку. Долго держал в руках, вроде рассматривал её…

    Сборщица не выдержала:

    — Да не скупись же! Сделай доброе дело. Матрёнушка говорит, война будет. Вот и нужна икона — чтобы нас защитила.

    Иван аккуратно сложил бумажную денежку вчетверо, засунул в кружку:

    — Нате уж, пользуйтесь моей добротой! Не вам — Христу Богу даю!

    Сборщицы перекрестились.

    — Богу деньги не нужны. Он и торгующих из храма изгонял. Деньги людям нужны. Заплатим иконописцу, он нам образ напишет — защиту от грядущих несчастий!

    К их разговору с интересом прислушивался стоявший неподалёку молодой парень Василий Прохоров. Сборщица окликнула его:

    — А ты, Василий, али не хочешь на военную икону поучаствовать?

    Прохоров скривился:

    — Бабьи выдумки! Я войны не боюсь, мне только дай кому рыло набить! Не дам ни копейки! Или нет, постой-ка… Копейку дам.

    Он поднял с земли копейку и, прибавив совсем уж гадкое словцо, отдал её сборщицам.

    Вечером Матронушка сидела у стола вместе с матерью, которая пересчитывала собранные за день деньги — в основном мелкие, но мелькали рубли, попадались и купюры покрупнее.

    — Ну, вот и ладно. Хватит нам теперь иконописцу заплатить, — радовалась Наталья.

    — Хватит, — согласилась Матронушка. — Даже лишние есть…

    Маленькая ручка нырнула в кучу мелочи, выхватила из неё монетку, затем вытащила ещё и рубль:

    — Даже лишние есть. Вот эти рубль с копейкою. Они мне все деньги портят. Возьми их, мама. Рубль верни Ивану Калачёву, а копейку — Василию Прохорову. Да скажи первому — умрёт он с удару: всё добро в один день сгорит, его паралич-то и разобьёт. А у Василия плохое слово горло перекроет, задохнётся, матюкаючись…

    Наталья засомневалась:

    — Обидятся люди. Ведь если дали на богоугодное дело, значит, надо взять…

    — Не обидятся! Поймут.

    — Ладно, утром непременно верну, если ты считаешь, что так быть должно.

    Действительно, дом и хозяйство Калачёва сгорели во времена аграрных беспорядков 1907 года, начавшихся в результате правительственной земельной реформы. После полной потери имущества Калачёва на нервной почве разбил инсульт, левая сторона туловища была парализована. Около шести лет он жил на иждивении старших сыновей. Затем они сами оказались в бедственном положении с многодетными семьями и вынуждены были сдать отца в богадельню для престарелых, где он вскоре и скончался. Василий Прохоров погиб в 1919 году, участвуя в погроме винных складов Екатеринодара, куда занесли его вихри революции и Гражданской войны.

    А вот имя иконописца до нас не дошло — по старинной традиции большинство русских иконописцев не подписывали свои работы. Его нашли в Богородицке и привезли в Себино. Матрона велела ему исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед тем, как взяться за работу, и передала образец, найденный в библиотеке отца Василия. Прошло много времени, а от художника не было ни слуху, ни духу. Как выяснилось, он неоднократно принимался за дело, бросал, начинал снова, но всё тщетно: рука не слушалась! Иконописец решил отказаться от заказа и поехал в Себино. Матрона спросила его: честно ли он исповедался перед приятием Святых Христовых Таин? Мастер стал уверять её, что да.

    — Нет, — мягко укорила она. — Один-то грех у тебя на душе остался нераскаянный. От священника ты его скрыл, а от Бога не скроешь! А грех на тебе немалый — убийство, пусть и невольное. Сам бы рад позабыть, да совесть не даёт, гложет уже сколько годов. Иди, покайся. А то дальше жить не сможешь.

    Художник был потрясён: откуда она узнала то, о чём он никогда и никому не рассказывал? Значит, действительно эта слепая девочка — богоизбранная провидица?! Он пошёл к священнику и покаялся до конца, ничего не утаил. Священник наложил на него строгую епитимью, по исполнении которой, видя, что душа живописца очистилась от греховного помрачения, а раскаяние его глубоко, разрешил приступить к работе. Изограф вернулся к Матроне и попросил прощения. Она сказала:

    — Прощаю, что лгал, и буду молиться, чтобы Господь тебя пожалел, простил. Иди, теперь ты напишешь икону Царицы Небесной.

    Матушка Матрона и в тот раз она спасла погибающую душу. Да ещё и дала человеку возможность послужить Господу, замаливая смертный грех богоугодным деянием.

    Наверное, потому избрала Матрона среди других живописцев, возможно, менее грешных, этого — взыскующего спасения погибающей своей души, что задуманная ею икона была — «Взыскание погибших».

    Блаженная Матрона, предвидя страшные испытания, которые потрясут Россию, не могла не понимать исключительного предназначения иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Она знала: скоро над миром грядет вселенская беда.

    Будет много взыскующих спасения, и многие будут взывать, как в минуты страха и беды взываем мы к матери, родившей нас на свет, так и к Матери Бога нашего, Матери всех нас: «Спаси нас, гибнущих, Небесная Мати!» В то время в России уже начали происходить трагические события, возвещавшие скорое наступление катастрофы.

    «Война будет, и не одна, — предупреждала Матрона.». Явлением иконы “Взыскание погибших” Матерь Божия приуготовляла Русь к годам гонений, к годам богоотступничества. В ХХ веке русский народ отступил от Бога. Множество людей сняли с себя святой крест. Кто мог спасти в это смутное время обманутых и заблудших русских людей? Только Матерь Божия “Взыскание погибших”. Она и вымолила даже тех, кто отошел от Господа, возвращала их в спасительное лоно Церкви Христовой. Сколько было неожиданных обращений людей к Богу и Церкви!

    Когда икона «Взыскание погибших» была готова, её поставили в киот, зажгли свечи и понесли крестным ходом, с хоругвями, от Богородицка до Себино. «Пешком шли, несли на руках, а не чувствовали тяжести, как пёрышко», — вспоминали очевидцы. Матрона вместе с односельчанами и жителями других сёл, собравшимися по этому случаю, ходила встречать святой образ за село, за четыре километра. Вдруг возле поворота она сказала:

    — Не ходите дальше, теперь уже скоро, они идут, они близко. Через полчаса будут здесь.

    Действительно, через полчаса показался крестный ход. Остановились, отслужили молебен и направились в Себино. Матрона ступала, стараясь держаться за киот, рук от святого образа не отнимала, как будто стремилась набраться от него сил. Рядом с нею шёл художник, написавший икону…

    Впоследствии блаженная очень почитала эту икону, часто молилась перед ней и других наставляла прибегать в молитве к Божией Матери перед Её образом.

    Образ стал чтимой святыней и прославился многими чудотворениями.

    Когда случалась засуха, икону выносили из храма на поля и служили молебен. Люди домой вернуться не успеют — а дождь как хлынет! Во время крестного хода под иконой, согнувшись в поклоне, проходили больные и многие исцелялись. Образ Матери Божией явился источником благодатной помощи всем нуждающимся.

    С 1937 по 1947 гг. Себинский храм закрывался. В войну он сильно пострадал, блаженная Матрона предсказывала еще в 1939-м: «Обдерут нашу церковь «Успение», снимут иконы, облупят весь храм». И тут же утешала односельчан: «Откроется церковь, откроется».

    В наше грозное военное время, когда Отечество вновь испытывает натиск мирового зла, образ Божией Матери «Взыскание погибших» является для нас защитой и прибежищем. Православные верующие люди, как и прежде, в дни скорбных испытаний имеют возможность возносить перед ним к Небесной Владычице свои сердечные молитвы с надеждой, что будут услышаны и взысканы Её милостью.