По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Home / Документы Епархии / Циркуляр № 115 от 23 декабря 2024 г. «О совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня».

    Циркуляр № 115 от 23 декабря 2024 г. «О совершении водоосвящения в праздник Крещения Господня».

    Наместникам монастырей,
    настоятельнице женского монастыря,
    настоятелям приходов Улан-Удэнской и Бурятской епархии

    В связи с приближающимся праздником Крещения Господня считаю необходимым напомнить следующее.

    Массовое купание в крещенской проруби отнюдь не является религиозным предписанием, а только недавно, не без помощи СМИ, вошедшим в широкий оборот народным обычаем, а поэтому не может быть названо церковной традицией, и, тем более, как выражаются светские чиновники, «культовым мероприятием».

    В «Настольной книге для священно-церковно-служителей» протоиерея Сергия Булгакова (Харьков, 1900 г., стр. 17, примечание 2), переизданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА в Санкт-Петербурге в 2010 г., говорится следующее:

    «В некоторых местах существует обычай в этот день (праздник Крещения Господня) купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов).

    Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

    В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой, значить требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем.

    Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

    Как указано в самом чине Великого освящения воды, «да вси черпающии и причащающиеся, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну». То есть, церковный Устав предполагает освященную воду уносить в свои дома для употребления, но отнюдь не купаться в ней.

    В праздник Крещения Господня церковный у став предписывает только совершение Великого освящения воды в храмах, и там, где это возможно по нормам санитарно- эпидемиологических правил, на водоемах (реках, озерах, прудах, источниках, колодцах), чтобы в память о Крещении Господа освятить естество воды, но, как мы видели выше, Церковь отрицательно относится к «крещенским купаниям».

    Отсюда следует, что духовенству не следует быть инициаторами устройства «крещенских купаний», а в том случае, если эта инициатива исходит от местных властей, которые и берут на себя всю заботу и ответственность за проведение «мероприятия», только лишь совершить чин освящения воды.

    Напоминаю также и о том, что продажа святой воды в церковных лавках категорически недопустима.

    В то же время следует помнить о том, что установка в храмах баков со святой водой для её разбора в любое время противоречит церковному Уставу и многовековой традиции Православия.

    Раздача святой воды должна происходить в храмах исключительно в те дни, когда по церковному Уставу совершается чин освящения воды, либо заказные молебны с водоосвящением и еженедельные установленные в каждом храме водосвятные молебны. Раздача освященной воды всем присутствовавшим при этом богослужении должна совершаться безвозмездно и в достаточном количестве.

     Епархиальный Архиерей

    Улан-Удэнской и Бурятской епархии

    митрополит Улан-Удэнский и Бурятский

    + Иосиф