8 мая, в субботу Светлой седмицы, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф возглавил служение Божественной Литургии в Свято-Одигитриевском соборе города Улан-Удэ. Владыке сослужило соборное духовенство.
В конце Божественной Литургии, по заамвонной молитве, Архипастырь прочитал особую молитву «на раздробление артоса» и этот освященный в пасхальную ночь в воспоминание многократных явлений верующим Воскресшего Господа хлеб был разделен на части и роздан прихожанам. По окончании Литургии духовенством был совершен пасхальный крестный ход.
В первый день Пасхи освящается артос с чтением особой молитвы и окроплением его святой водой. Всю светлую седмицу после Литургии он с крестным ходом обносится вокруг храма. В субботу светлой седмицы читается специальная молитва перед его разделением.
Откуда ведет начало этот обычай поставлять святой артос, а затем после особой молитвы раздроблять и раздавать его верующим? Что означает, и зачем мы должны его потреблять? Обычай этот весьма древний, он ведет свое начало со времен Апостольских. После крестной смерти Господа Иисуса Христа Апостолы имели обыкновение за своей трапезой среднее место за столом оставлять пустым, и перед ним клали хлеб с уверенностью, что Господь Иисус Христос, их возлюбленный Учитель, невидимо присутствует и благословляет их трапезу, а затем, окончивши, они поднимали руки и взоры кверху и возглашали следующие слова: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во века веков! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помогай нам. Велико имя Пресвятой Троицы! Христос Воскресе!», и затем, после этого, они раздробляли этот хлеб, вкушали, веруя, что Сам Господь Иисус Христос невидимо раздает его для вкушения, и вот этот то обычай и совершается до сего времени. Что же означает артос? Он означает Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, подобно тому, как ветхозаветный агнец преобразовал Агнца Божия, взявшего грехи всего мира. Так и этот хлеб свидетельствует, что Агнец Божий, Иисус Христос, уже, в самом деле, совершил наше искупление, что Он сошел на землю, заклался на кресте и дался в снедь верным. Что показывает этот артос? Он показывает, что Господь Иисус Христос воскрес действительно плотью, а не духом, как утверждали некоторые. А что Он воскрес плотью, об этом Он Сам свидетельствует, вкушая хлеб с Апостолами, свидетельствует Сам и тем, что разрешил апостолу Фоме вложить перст в раны Его, а затем ученикам, шедшим в Эммаус, повелел преломить хлеб и благословил его. Таким образом, мы видим, что Он воскрес плотью. Понятно теперь, с какими чувствами мы должны приступить к вкушению сего хлеба: лобзая его, мы должны представлять, что мы лобзаем Пречистое Тело Господа нашего Иисуса Христа, а вкушая, духовно мы должны представлять, что мы как будто вкушаем Его плоть, и тем, которые вкушают с верой, Он подает исцеление и духовное, и телесное: по вере нашей да будет нам.
Перед самым началом воскресного всенощного бдения в храмах затворяются отверстые всю Светлую седмицу Царские врата. Однако на этом празднование Светлого Христова Воскресения не завершилось — до отдания праздника Пасхи, еще будут звучать пасхальные песнопения, и все мы будем продолжать делиться своей радостью о Воскресшем Спасителе.