По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Home / Медиа / Новости епархии / Богослужения в день празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных»

    Богослужения в день празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных»

    11 июня Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери «Споручница грешных». В этот день митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф возглавил совершение Божественной Литургии в Успенском храме г. Кяхта, где находится чтимый список этого чудотворного образа.

    В канун празднования иконе Божией Матери «Споручница грешных» митрополит Иосиф возглавил в Свято-Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ совершение праздничного Всенощного бдения. За богослужением было пропето величание Царице Небесной, прочитано Евангелие, а затем молящиеся были помазаны освященным елеем.

    В сам день праздника Архипастырь совершил праздничное богослужение в Успенском храме г. Кяхта. Митрополиту сослужил секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров), благочинный Кяхтинского церковного округа, настоятель храма протоиерей Олег Матвеев и настоятель храма в честь святителя Николая с. Хоронхой иеромонах Ефрем (Шишкин).

    По окончании Литургии духовенством был совершен молебен Матери Божией. Владыкой митрополитом было прочитано Евангелие и молитва Царице Небесной перед её иконой именуемой «Споручница грешных».

    По завершении богослужения митрополит Иосиф обратился к духовенству и прихожанам с архипастырским словом духовного назидания. В своем слове Владыка отметил усердные труды на благо святой Матери Церкви и Улан-Удэнской и Бурятской епархии настоятеля храма протоиерей Олега Матвеева. Владыка митрополит вручил ему памятный священнический крест.

    В ходе своего визита митролит Иосиф встретился с Главой Кяхтинского района Республики Бурятия Бимбой Жигмитовичем Нимаевым, мэром города Кяхта Евгением Валерьевичем Степановым и председателем Совета депутатов Кяхтинского района Игорем Валерьевичем Матаевым. Владыка осмотрел реабилитационный центр при Успенском храме г. Кяхта, восстанавливающийся Троицкий собор в центре г. Кяхта, Воскресенский храм на границе с Монголией в слободе города Кяхта и пешеходную Триумфальную арку, посвященную исследователям и первооткрывателям районов Центральной Азии. Затем Архипастырь посетил храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мфодия п. Наушки, где в сопровождении настоятеля иеромонаха Ефрема (Шишкина) осмотрел здание храма и подготовку его Великому освящению.

    Сказание о чудотворном образе Божией Матери «Споручница грешных».

    Прибайкальские земли имеют бесценную чудотворную святыню в образе Богоматери «Споручница грешных». Страна, сопредельная языческим народам Монголии и Китая, часть коренных жителей которой и сейчас исповедует буддизм и шаманизм, хранится покровом Самой Богоматери, Ходатаицы к Божьему долготерпению о спасении от Его праведно движимого гнева.

    Прославление чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных» началось в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Долгое время эта старая икона стояла между другими иконами в обветшалой часовне подле ворот за монастырем в неизвестности и небрежении, и настолько потускнела и покрылась пылью, что нельзя было прочесть надписей на ней. Но летом 1844 года пришла в Одрин монастырь купеческая жена по фамилии Почепина, с двухлетним своим сыном Тимофеем, который подвергался жестоким припадкам, не поддававшимся лечению никакими медицинскими средствами, и после Литургии попросила монашествующих отслужить молебен пред находящейся в часовне иконой Божией Матери «Споручница грешных». Молебен был отслужен, и больной сын Почепиной выздоровел. После этого икона Божией Матери «Споручница грешных» была взята из часовни в монастырь, промыта и поставлена в приличном месте. От святой иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божиий Матери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре прославилась чудотворной.

    Она именуется «Споручницей грешных», потому что на ней имеется надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно через Меня испросят». Лик Божией Матери с Богомладенцем на левой руке написан на деревянной доске размером 102х76 см. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.

    В 1847 году из Одрина монастыря подлинная икона «Споручницы грешных» была привезена в Москву для сооружения на неё драгоценной ризы. Иеромонаха Смарагда, доставившего икону, приютил в своем доме подполковник Димитрий Николаевич Бонческул, родом грек. В Москве от иконы также произошли многочисленные чудеса. В благодарность за гостеприимство для Димитрия Бонческула из монастыря была прислана копия образа, которая сначала находилась в его доме. Но скоро икона стала являть благодатные знамения, о чем Бонческул поделился со священником. Священник же рассказал о чудесной иконе своей неизлечимо больной сестре, купеческой жене Софии Щербаковой. Больная выпросила икону на время к себе в дом. По совершении всенощного бдения она почувствовала облегчение и вскоре совсем выздоровела. Слух о чудесной иконе разнесся по Москве. К дому Бонческула стекались больные, и он не стал скрывать в своем доме источник благодати и передал икону в свою приходскую церковь Святителя Николая в Хамовниках, где с появлением иконы стало заметно чудесное мерцание света в ночных окнах храма. Слава Царицы Небесной повсюду распространилась в явлении новых чудес и знамений. Причтом Николаевской церкви в Хамовниках было записано до 115 случаев чудесных исцелений, полученных по предстательству Царицы Небесной и заявленных разными лицами, в том числе и иностранцами.

    В феврале 1854 года другая точная копия иконы «Споручница грешных» была прислана подполковником Димитрием Николаевичем Бонческулом в город Кяхту и передана через кяхтинского купца Луку Тимофеевича Молчанова в Троицкосавский Троицкий собор. Причина этого была объяснена Д. Бонческулом в особом письме, присланном вместе с образом: «Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога Живого совершается там, где Ему угодно. По той непостижимой для нас, смертных, воле, было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы «Споручница грешных» в ваш Троицкий собор… Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне голос от стоящего близ меня чернеца, чтобы икону «Споручница грешных» я внес в этот храм. Я спросил: «Что это за храм?» И в ответ сказано было: «Это Троицкосавский собор».

    Столь непостижимыми путями Божьими Покров Царицы Небесной распростерся над всей страной Сибирской, проявив дивные знамения и исцеления. Чудеса от иконы «Споручница грешных» в Троицосавском соборе стали проявляться сразу после постановления чудотворной иконы в храме. Кроме необыкновенного явления света, озарявщего собор и окрестную площадь при горении единственной перед образом лампады, издающей по-видимому обыкновенное мерцание света, чудеса исцелений, являемые страждущим различными недугами, беспрерывно начали совершаться во славу Царицы Небесной. Благодатные явления стали привлекать верующих к чудодейственной святыне не только из Забайкальской области, но и из других отдаленных мест. Буряты, и христиане, и язычники, в случае болезней прибегали к чудодейственному Покрову Божией Матери с молитвой к Царице неба и земли, и через помазание елеем от лампады, неугасимо горевшей перед чудотворным Ее ликом, получали исцеление от недугов. Слава о чудотворной иконе «Споручница грешных» быстро распространилась по всей Сибирской стране. Списки с этой иконы получили широкое распространение, через них Царица Небесная являла Свою милость.

    Коренные жители и язычники-буряты прибегали к помощи святого образа и брали из лампады при нем масло. Лик «Споручницы грешных» в многочисленных копиях распространился по всему Забайкалью: по монастырям, храмам и часовням. При заселении Амура иконы «Споручницы грешных» сопровождали забайкальских казаков и ставились в первых построенных ими часовнях. Популярность этого образа можно объяснить тем, что в краю ссыльно-каторжных многие считали себя великими грешниками. В несчастьях и лишениях у них была одна надежда на Царицу Небесную – Споручницу, то есть Ходатаицу, Поручительницу грешных. Ей молились не только о здравии, о семейном благополучии, но и об избавлении от засухи, о сохранении скота. И по молитвам Божией Матери, Споручницы грешных, молящиеся получали исцеления от болезней, сибирская земля плодоносила, эпидемии и моры обходили стороной людей и домашний скот.

    Проявления дивных милостей над страждущими, оказанных Богоматерью при Ее чудотворном лике, побудили верующих просить того же боголюбивого подполковника Бонческула о присылке списков с чудотворной иконы для других церквей. Бонческул исполнял просьбы их с полной готовностью. Через него были приобретены иконы «Споручницы грешных» для нескольких церквей.  Трудами местных иконописцев такие иконы были значительно распространены по Забайкалью, как в церквах, так и по домам.

    Иконы «Споручницы грешных» старого письма сохранились в Успенском храме г. Кяхты, Вознесенском и Троицком храмах г. Улан-Удэ.

    Чудесные исцеления над больными и страждущими, совершавшиеся от образа при служении молебствий, через окропление святой водой и помазание елеем из лампады, тщательно собирались и были напечатаны.

    Празднование иконе Божией Матери «Споручница грешных» совершается 7 марта (20 марта по новому стилю), 29 мая (11 июня по новому стилю), и в неделю Всех Святых (первое воскресенье после праздника Святой Троицы).