20 сентября в канун празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по завершении праздничного Всенощного бдения, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф совершил освящение нового писанного образа Божией Матери именуемого «Споручница грешных».
Этот чудотворный образ издревле почитался православными верующими Прибайкальской земли. По благословению митрополита Иосифа, на его личные средства, был написан образ Матери Божией «Споручница грешных» для постоянного пребывания в Свято-Одигитриевском соборе города Улан-Удэ.
Владыкой митрополитом было совершено каждение вокруг образа Пресвятой Богородицы, прочитана молитва на освящение нового образа, а затем икона была окроплена освященной водой.
Архипастырь обратился к молящимся со словом духовного назидания и сообщил, что этот святой образ будет постоянно пребывать в Одигитриевском соборе и каждый верующий в любое время сможет совершить молитву у этой святой иконы, испрашивая благодатной помощи Царицы Небесной в своих житейских трудностях.
Сказание о чудотворном образе Божией Матери «Споручница грешных».
Прибайкальские земли имеют бесценную чудотворную святыню в образе Богоматери «Споручница грешных». Страна, сопредельная языческим народам Монголии и Китая, часть коренных жителей которой и сейчас исповедует буддизм и шаманизм, хранится покровом Самой Богоматери, Ходатаицы к Божьему долготерпению о спасении от Его праведно движимого гнева.
Прославление чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных» началось в Николаевском Одрине монастыре Орловской епархии. Долгое время эта старая икона стояла между другими иконами в обветшалой часовне подле ворот за монастырем в неизвестности и небрежении, и настолько потускнела и покрылась пылью, что нельзя было прочесть надписей на ней. Но летом 1844 года пришла в Одрин монастырь купеческая жена по фамилии Почепина, с двухлетним своим сыном Тимофеем, который подвергался жестоким припадкам, не поддававшимся лечению никакими медицинскими средствами, и после Литургии попросила монашествующих отслужить молебен пред находящейся в часовне иконой Божией Матери «Споручница грешных». Молебен был отслужен, и больной сын Почепиной выздоровел. После этого икона Божией Матери «Споручница грешных» была взята из часовни в монастырь, промыта и поставлена в приличном месте. От святой иконы вскоре последовали другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божиий Матери «Споручница грешных» в Николаевском Одрине монастыре прославилась чудотворной.
Она именуется «Споручницей грешных», потому что на ней имеется надпись: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну: Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну; да тии, иже радость выну Мне приносят, радоватися вечно через Меня испросят». Лик Божией Матери с Богомладенцем на левой руке написан на деревянной доске размером 102х76 см. На иконе «Споручница грешных» Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Который обеими руками Своими держит Ее правую руку. Главы Богоматери и Младенца увенчаны коронами.
В 1847 году из Одрина монастыря подлинная икона «Споручницы грешных» была привезена в Москву для сооружения на неё драгоценной ризы. Иеромонаха Смарагда, доставившего икону, приютил в своем доме подполковник Димитрий Николаевич Бонческул, родом грек. В Москве от иконы также произошли многочисленные чудеса. В благодарность за гостеприимство для Димитрия Бонческула из монастыря была прислана копия образа, которая сначала находилась в его доме. Но скоро икона стала являть благодатные знамения, о чем Бонческул поделился со священником. Священник же рассказал о чудесной иконе своей неизлечимо больной сестре, купеческой жене Софии Щербаковой. Больная выпросила икону на время к себе в дом. По совершении всенощного бдения она почувствовала облегчение и вскоре совсем выздоровела. Слух о чудесной иконе разнесся по Москве. К дому Бонческула стекались больные, и он не стал скрывать в своем доме источник благодати и передал икону в свою приходскую церковь Святителя Николая в Хамовниках, где с появлением иконы стало заметно чудесное мерцание света в ночных окнах храма. Слава Царицы Небесной повсюду распространилась в явлении новых чудес и знамений. Причтом Николаевской церкви в Хамовниках было записано до 115 случаев чудесных исцелений, полученных по предстательству Царицы Небесной и заявленных разными лицами, в том числе и иностранцами.
В феврале 1854 года другая точная копия иконы «Споручница грешных» была прислана подполковником Димитрием Николаевичем Бонческулом в город Кяхту и передана через кяхтинского купца Луку Тимофеевича Молчанова в Троицкосавский Троицкий собор. Причина этого была объяснена Д. Бонческулом в особом письме, присланном вместе с образом: «Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога Живого совершается там, где Ему угодно. По той непостижимой для нас, смертных, воле, было мне видение во сне — поставить копию с чудотворной иконы «Споручница грешных» в ваш Троицкий собор… Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне голос от стоящего близ меня чернеца, чтобы икону «Споручница грешных» я внес в этот храм. Я спросил: «Что это за храм?» И в ответ сказано было: «Это Троицкосавский собор».
Столь непостижимыми путями Божьими Покров Царицы Небесной распростерся над всей страной Сибирской, проявив дивные знамения и исцеления. Чудеса от иконы «Споручница грешных» в Троицосавском соборе стали проявляться сразу после постановления чудотворной иконы в храме. Кроме необыкновенного явления света, озарявщего собор и окрестную площадь при горении единственной перед образом лампады, издающей по-видимому обыкновенное мерцание света, чудеса исцелений, являемые страждущим различными недугами, беспрерывно начали совершаться во славу Царицы Небесной. Благодатные явления стали привлекать верующих к чудодейственной святыне не только из Забайкальской области, но и из других отдаленных мест. Буряты, и христиане, и язычники, в случае болезней прибегали к чудодейственному Покрову Божией Матери с молитвой к Царице неба и земли, и через помазание елеем от лампады, неугасимо горевшей перед чудотворным Ее ликом, получали исцеление от недугов. Слава о чудотворной иконе «Споручница грешных» быстро распространилась по всей Сибирской стране. Списки с этой иконы получили широкое распространение, через них Царица Небесная являла Свою милость.
Коренные жители и язычники-буряты прибегали к помощи святого образа и брали из лампады при нем масло. Лик «Споручницы грешных» в многочисленных копиях распространился по всему Забайкалью: по монастырям, храмам и часовням. При заселении Амура иконы «Споручницы грешных» сопровождали забайкальских казаков и ставились в первых построенных ими часовнях. Популярность этого образа можно объяснить тем, что в краю ссыльно-каторжных многие считали себя великими грешниками. В несчастьях и лишениях у них была одна надежда на Царицу Небесную – Споручницу, то есть Ходатаицу, Поручительницу грешных. Ей молились не только о здравии, о семейном благополучии, но и об избавлении от засухи, о сохранении скота. И по молитвам Божией Матери, Споручницы грешных, молящиеся получали исцеления от болезней, сибирская земля плодоносила, эпидемии и моры обходили стороной людей и домашний скот.
Проявления дивных милостей над страждущими, оказанных Богоматерью при Ее чудотворном лике, побудили верующих просить того же боголюбивого подполковника Бонческула о присылке списков с чудотворной иконы для других церквей. Бонческул исполнял просьбы их с полной готовностью. Через него были приобретены иконы «Споручницы грешных» для нескольких церквей. Трудами местных иконописцев такие иконы были значительно распространены по Забайкалью, как в церквах, так и по домам.
Иконы «Споручницы грешных» старого письма сохранились в Успенском храме г. Кяхты, Вознесенском и Троицком храмах г. Улан-Удэ.
Чудесные исцеления над больными и страждущими, совершавшиеся от образа при служении молебствий, через окропление святой водой и помазание елеем из лампады, тщательно собирались и были напечатаны.
Празднование иконе Божией Матери «Споручница грешных» совершается 7 марта (20 марта по новому стилю), 29 мая (11 июня по новому стилю), и в неделю Всех Святых (первое воскресенье после праздника Святой Троицы).