«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»
(1 Кор. 15, 14).
Всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры!
Христос Воскресе!
Этим древним, дошедшим до нас от времен апостольских приветствием обращаемся мы в светоносную ночь Светлого Христова Воскресения к друг другу и ко всему миру.
Не случайно в первоначальной христианской проповеди акцент делался, прежде всего, именно на воскресении Христовом.
Но разве недостаточно следовать нравственным принципам, установленным Христом, исполнять Его евангельские заповеди? Конечно, нет. «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор.15:22–26).
Воскресение Христа касается не только Его, но и всех людей. Адам представляет собой собирательный образ ветхого человечества, погибающего вследствие греха. Христос соединяет в Себе обновленное человечество, искупленное от греха Его смертью. Воскресение Христа открывает путь к воскресению из мертвых для каждого человека, и именно в этом суть евангельской проповеди.
Христос, воскреснув из мертвых, не возвращается более к земной жизни, хотя и является земным людям в облике земного человека из плоти и крови. Его воскресение означает переход в иное бытие: Он возвращается туда, откуда пришел, – в вечность, где пребывает в неразлучном единстве с Отцом. Но возвращается Он туда уже с человеческой плотью. И именно в том, что эта плоть, преображенная и изменившаяся, но тем не менее сохраняющая все признаки плоти, включая раны на теле, вознесена на небо, мы видим указание на то, что благодаря воскресению Христа путь к воскресению открывается для «всякой плоти».
Приняв на Себя человеческую плоть, Бог в Самом Себе обновил естество человека, утратившее первоначальные свойства в результате грехопадения. Возносясь на небо, Он вместе с Собой возносит человеческое тело вместе с душой, чтобы поместить его в недрах Божественной жизни. К Богу возносится Его тело, но оно нерасторжимо связано с телами других людей – тех, которые через веру и крещение вступили в число Его учеников, а через причащение соединились с Его Плотью и Кровью.
Возносясь на небо, Христос оставляет на земле Свою Церковь. Как говорит святой апостол Павел, Церковь – это прежде всего Тело Христово (1Кор.12:27). Членами Тела являются верующие во Христа, а главой – Сам Христос (Кол. 1:18). И это вовсе не метафора. Апостол говорит о сущностном единстве между людьми и Христом через причащение Тела и Крови Христа (1Кор.10:17).
Будучи Телом Христовым, Церковь, в то же время, является общиной людей, объединенных верой в Него. Придя на землю, Сын Божий обрел на ней Своих чад, которых хочет ввести туда, где пребывает Он Сам: в Своё вечное Царство. Преддверием этого Царства является Церковь земная, а полнота Царства осуществляется в Церкви торжествующей, где в небесной славе вместе со Христом пребывают все верные Ему и последовавшие за Ним.
Именно это подвигает людей и в наш век научно-технического прогресса верить в Воскресение Христово, как главное чудо человеческой истории, и в пасхальную ночь во множестве собираться в храмах, чтобы услышать, как священнослужители торжественно и многократно возглашают «Христос воскресе!»
Смотрите, когда звучит этот ликующий возглас, на лицах людей появляется радость, и они с не меньшим ликованием восклицают: «Воистину Воскресе!», — ведь факт воскресения из мертвых Христа, распятого на кресте две тысячи лет назад, имеет отношение к их личной жизни, и это заставляет их испытывать радость, умиление и восторг.
И происходит это благодаря особой силе, которая действует в Церкви, и которая имеет сверхъестественный характер. Эта сила исходит от Самого Христа, распятого и Воскресшего, незримо присутствующего в Своей Церкви. Именно с Ним вступает в личное, живое общение каждый, кто верует в Него как Бога и Спасителя. А поэтому вспомним о словах Христа, обращенных к Фоме: «Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Вера в Иисуса Христа как Бога и Спасителя — это ключ к познанию Бога, а значит, к пониманию смысла жизни и смерти.
Распятый, умерший и Воскресший Христос — это ответ на основные вопросы человека: для чего он живет, зачем страдает, почему умирает? Суть христианства заключается в победе над главным врагом человека — смертью. Эту победу одержал Христос за всех людей.
Христос избавил людей от вечной смерти ценой собственной смерти. В свете Его жизни, смерти и Воскресения обретает смысл жизнь и смерть каждого человека.
Всех Вас, возлюбленные, сердечно поздравляю с праздником светлого Христова Воскресения!
Воистину Воскресе Христос!
+ Иосиф,
Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский,
Глава Бурятской Митрополии
Пасха Христова
2024 г.
Г. Улан-Удэ