По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Home / Святыни и святые / Святые / Житие священномученика Сергия Знаменского

    Житие священномученика Сергия Знаменского

    Священномученик Сергий Знаменский родился 10 апреля 1879 года в городе Екатеринбурге в семье протоиерея Иоанна Знаменского. Отец умер рано, и Сергей воспитывался в доме деда — сельского псаломщика. После окончания Тобольской Духовной семинарии в 1903 году Сергей Иванович женился; у них с супругой Марией Лукьяновной было две дочери. Был рукоположен в сан священника к кафедральному собору в городе Чите. В 1913 году окончил Казанскую Духовную академию.

    Указом Святейшего Синода от 2 мая 1913 года №7071 назначен на должность Епархиального миссионера-проповедника Забайкальской епархии. На него были возложены обязанности миссионера среди языческих племен бурят и монголов. Служил в Александро-Невском соборе Читы и Иоанно-Предтеченском храме на Дальнем вокзале. Ревностно боролся с сектантами. В марте 1914 года отец Сергий был командирован в Ургу (историческое название Улан-Батора), Монголия, для великопостных и пасхальных богослужений, но смог совершить больше, чем просто молитва.

    «Своими высокими качествами пастыря и красноречивыми проповедями сумел снискать себе среди православных в столице Монголии глубокое уважение и искреннюю любовь. За короткое время привлек в пустовавший ранее Свято-Троицкий храм молящихся, устроил крестных ходы с иконой Божией Матери Самонаписавшейся в районе Генерального Консульства и за 4 версты в русское поселение Курень, возобновил сбор на постройку православного храма в Урге, место которого было освящено 25 мая. Все местные прихожане и я искренне сожалеем, что плодотворная деятельность о. Сергия быстро прекратилась» — писал Генеральный консул А. Миллер.

    Как Епархиальный миссионер, отец Сергий организовал крестные ходы с чудотворной иконой святителя Николая Котокельского, — святыней Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. 8 и 9 сентября 1914 года крестный ход прошел в Верхнеудинске от Спасского собора в Заудинскую Михаило-Архангельскую церковь. Крестным ходом во главе с епископом и генерал-губернатором А Кияшко при стечении молящихся из всех городских храмов икону встречали в Чите. Она помещалась Александро-Невском соборе на весь зимний период.

    Когда началась Первая мировая война и потребовались полковые священники, отец Сергий был командирован на фронт священником 234-го Борисоглебского пехотного полка. Он пробыл на фронте на передовых позициях в боях до конца войны. За самоотверженное служение отец Сергий был награжден двумя орденами святой Анны и георгиевским крестом 4-й степени. В 1917 году он был возведен в сан протоиерея, а Государь Император Николай II собственноручно надел на него бриллиантовый крест с украшениями. В том же году он был награжден митрой.

    После распада фронта отец Сергий отправился домой в Читу, но в это время началась гражданская война и почти остановилось движение на железных дорогах. Разруха застала его в то время, когда он находился в Симбирске, и архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский) назначил его в Троицкую церковь в село Чуфарово Симбирского уезда, куда к нему приехала жена с дочерью. Здесь своей активной деятельностью, проповедями, тем, что никому из крестьян не отказывал в исполнении треб, куда бы и в какую погоду его ни звали, священник вскоре завоевал себе значительный авторитет, причем как среди крестьян, так и у представителей местных властей.

    Однако среди местных коммунистов у него оказались противники. Протоиерей Сергий был арестован 21 марта 1921 года в то время, когда находился по делам в Симбирске, и заключен в тюрьму ЧК.

    Через некоторое время протоиерей Сергий был допрошен. 20 апреля 1921 года Коллегия ЧК Симбирской губернии постановила заключить священника на пять лет в концлагерь. 23 апреля он был заключен в Симбирский губернский концентрационный лагерь принудительных работ.

    22 февраля 1924 года Комиссия НКВД по административным высылкам изменила приговор на два года ссылки в Зырянский край. Через восемь месяцев отец Сергий был освобожден; возвращаясь в Симбирск, он остановился в городе Вятке, так как не имел средств сразу доехать до Симбирска. На следующий день по его приезде в Вятку епископ Авраамий (Дернов) назначил протоиерея Сергия настоятелем Успенского собора в городе Яранске. 3 ноября он отслужил первую службу в соборе и с тех пор служил часто, проповедуя за литургией и всенощной, и деятельно участвовал во всех церковных событиях города. Это было время тяжелое для церковной жизни Вятской епархии, так как власть захватили обновленцы, и бывали периоды, когда на кафедре не оставалось православного епископа, а обновленческие спешили рукоположить своих священников. В результате, когда во главе епархии все же становился православный епископ, клиры храмов разделялись, так как одни священники были рукоположены православными архиереями, а другие обновленческими, причем зачастую обновленцы, когда их храм переходил под омофор православного архиерея, отказывались приносить покаяние. Все это порождало нестроение и смуту в приходах. Такое положение было и в Успенском храме.

    В начале января 1925 года в Яранск прибыл направленный сюда Патриархом Тихоном епископ Нектарий (Трезвинский), который назначил протоиерея Сергия своим секретарем; в этой должности отец Сергий пробыл до ареста владыки.

    После того как во главе Яранского викариатства стал православный епископ, духовенство усилило борьбу против обновленцев, которые при помощи советской власти отнимали храмы у православных и достигли в этом некоторых успехов. Теперь же многие приходы возвращались в православие.

    Активная церковная деятельность православных привлекла внимание властей. ОГПУ считало, что епископу Нектарию во всей работе помогал вернувшийся из ссылки протоиерей Сергий Знаменский.

    5 апреля 1925 года епископ Нектарий был арестован. 22 мая сотрудники ОГПУ допросили протоиерея Сергия, а на следующий день произвели в доме священника обыск.

    Видя, что дело идет к захвату собора обновленцами и аресту всех сопротивляющихся этому, отец Сергий решил ехать в Москву, однако там не оказалось свободной священнической вакансии, и отец Сергий уехал в Нижний Новгород, затем в Арзамас, а оттуда отправился пешком в Саровскую обитель помолиться преподобному Серафиму. В Сарове он прожил больше недели, усердно прося Преподобного о помощи. Из Сарова он выехал во Владимир, оттуда в Муром. И тут отца Сергия ждали скорби. Желавшие ограбить его люди, после того, как план их не удался, оклеветали его. Его посадили в тюрьму. Затем было продолжено дело, начатое еще в Вятке, куда протоиерей Сергий был отправлен вскоре этапным порядком, прибыв в тюрьму при Вятском ОГПУ 21 сентября 1925 года.

    5 октября 1925 года протоиерей Сергий из Вятской тюрьмы при ОГПУ был переведен в Вятскую городскую тюрьму.

    26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Сергия к двум годам заключения. С открытием навигации на Белом море он был отправлен в Соловецкий концлагерь. По окончании срока заключения в 1927 году, он был направлен в Екатеринбург под надзор ОГПУ. Вскоре священник был снова арестован и приговорен к трем годам ссылки в Узбекистан.

    Вернувшись из ссылки, протоиерей Сергий стал служить в храме мучеников Флора и Лавра в городе Кашире Московской области.

    В 1937 году власти арестовали священника. Но обвинение было настолько нелепым, что суд вынужден был его оправдать. Однако 17 ноября 1937 года власти снова арестовали его. На допросах священник виновным себя не признал.

    25 ноября Тройка НКВД приговорила отца Сергия к расстрелу. Протоиерей Сергий Знаменский был расстрелян 27 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

    Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г. Память совершается в день мученической кончины 14 ноября/27 ноября, в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших (4-я суббота по Пасхе), в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля).