По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Главная / Медиа / Новости епархии / Божественная Литургия перед иконой Божией Матери «Самонаписавшаяся»

    Божественная Литургия перед иконой Божией Матери «Самонаписавшаяся»

    30 июля в Неделю 8-ю по Пятидесятнице митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф совершил в Свято-Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ праздничную Божественную Литургию перед списком «Самонаписавшейся» иконы Божией Матери. Этот образ был написан на святой горе Афон и доставлен Владыкой в Бурятию 29 июля.

    Митрополиту Иосифу сослужили секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров), благочинный Улан-Удэнского Церковного округа иерей Роман Хлыбов, настоятель Свято-Одигитриевского собора иерей Андрей Савин, а так же клирики храмов города Улан-Удэ.

    Самонаписавшаяся икона Божией Матери — великая чудотворная святыня. К ней прибегают в различных душевных и физических нуждах: молятся об исцелении различных недугов, при болезнях душевного характера, обращаются за помощью, когда путь потерян и не знаешь, как дальше жить, она исцеляет от беснования, помогает даже при самых тяжелых и неизлечимых заболеваниях, обращает иноверцев к истинной и спасительной вере Христовой.

    Песнопения за богослужением исполнил архиерейский хор при Свято-Одигитриевском соборе. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Владимир Олейник. Многие верующие в этот день причастились Святых Христовых Таин.

    По завершении Литургии сонмом духовенства было совершено молебное пение Царице Небесной перед Её образом «Самонаписавшаяся». Архипастырем было прочитано Евангелие и молитва Божией Матери. Затем Владыка обратился к духовенству и прихожанам со словом архипастырского духовного назидания, в котором рассказал об истории этого образа и его значении для жителей Бурятии.

    ***

    На южной стороне Святой Горы Афон расположен основанный в 1820 году скит Продром, в котором живут молдавские подвижники. Главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери «Продромитисса», названная так по месту пребывания в скиту Продром, или «Ясская», по месту её написания и первых чудес, или «Самонаписавшаяся», как чудесно изобразившаяся без участия художника. Произошло это так.

    Настоятель скита иеросхимонах Нифонт заказал образ опытному престарелому русскому художнику-иконописцу из Ясс, Георгию Николаеву. Когда были написаны одежды, он приступил к написанию святых ликов, он не мог изобразить Их подобающе. Отложив свой труд, он стал сугубо поститься и усердно молить Пресвятую Богородицу о помощи. На следующее утро, войдя в мастерскую, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа уже изображены на иконе с полным совершенством. Это произошло 12 июня 1863 года.

    Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных.

    Особое значение имеет эта святая икона в обращении иноверцев в Православие.

    Помощь Божией Матери подвигла одну еврейку со всеми родственниками принять Святое Крещение. Её муж занимался торговлей. Отправившись по торговым делам в Австрию, он там умер. Его единоплеменник привез в сохранности все его деньги в размере 300 червонцев. На беду, один рабочий видел, как тот передавал хозяйке деньги. Он пришел ночью к еврейке и, угрожая ей, отобрал все деньги. Чтобы она его не выдала, он решил инсценировать её самоубийство — сделал петлю и прикрепил её к потолку. Еврейка вспомнила про «Самонаписавшуюся» икону, о которой говорил весь город, и стала молиться об избавлении от напрасной смерти. Вдруг злодею показалось, что петля укреплена слишком высоко.  Он залез на табурет и стал опускать петлю, предварительно накинув ее себе на шею. Вдруг стул выскользнул у него из-под ног, и ад разверзся, чтобы принять грешника.

    Видя дивные чудеса от образа, поклониться ему шли все, и не только православные, но и люди других исповеданий, — и раскольники, и мусульмане, и армяне, и евреи, и получали благодатную помощь. Поэтому особенно к молитве Божией Матери перед Самонаписавшейся Её иконой прибегают для того, чтобы обратить заблудших и иноверцев к истинной и спасительной вере Христовой.

    В 2023 году для Бурятии, которая особенно нуждается в молитвенном предстательстве и помощи Богоматери, на Святой Горе Афон (Греция) был написан список этой дивной иконы Пресвятой Богородицы.

    Икона написана схимонахом Харитоном, старцем скита Каруля.

    Этот скит, принадлежащий Великой Лавре святого Афанасия Афонского, расположен на южной оконечности Святой Горы, где её склоны круто обрываются к морю. Здесь, в самых диких и труднодоступных местах Афона расположены отдельные монашеские кельи и пещеры. «Каруля» — обозначает катушку, собственно лебедку, посредством которой от моря в привязанной на конце веревки корзине в уединенные кельи и пещеры подвижников поднималось скудное пропитание, оставляемое проплывавшими мимо кораблями. С самого начала монашеской жизни на Афоне на Каруле в строгом уединении подвизались самые опытные отшельники, которые уже прошли искус в обители, потому что жизнь там очень тяжелая.

    Схимонах Харитон родился на Пелопонессе, на территории древней Спарты. На Каруле он подвизается уже около 50 лет. Старец является одним из последних учеников русских монахов, подвизавшихся на Каруле после революции. Это время является одним из самых малоизведанных периодов русского монашества на Афоне, когда после революции начало иссякать русское монашество на Святой Горе. Старцы, постепенно умирали, а молодежь не допускали на Святую Гору. Наступило время, когда самому молодому монаху в монастыре Святого Пантелеимона было 78 лет, и около тысячи русских монахов на Афоне умерли в подвиге, неведомые миру. На Каруле подвизались особые люди, среди них Иннокентий Сибиряков, построивший Андреевский скит с самым большим собором на тот момент на Балканах, были подвижники княжеских кровей, генералы русской армии. Эти русские монахи умирая практически не оставили после себя учеников. Старец Харитон был последним, кто успел увидеть их духовный подвиг, воспринять именно русское Православие и проводить в последний путь русских монахов, почивших на Каруле в период с 60-х до 80-х годов.

    Схимонах Харитон фактически является старцем скита Каруля. На Каруле всегда была какая-либо духовно сильная личность, которая сплачивала и объединяла всех отшельников. Таким человеком в настоящее время является отец Харитон. Он очень любит Россию и русское Православие, и поэтому с большой любовью и готовностью откликнулся на просьбу написать для Бурятии список чудотворного образа Божией Матери Продромитисса, чтобы Матерь Божия через эту икону обратила многих ко Христу, на путь спасения.

    Прибывший со Святого Афона образ займёт своё постоянное место в Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ.

    Видео