Продолжаются работы по оформлению внутреннего интерьера нижнего, Богоявленского, придела Одигитриевского кафедрального собора г. Улан-Удэ. В этом святом деле принимают активное участие прихожане собора. На средства благотворителей – прихожан собора написаны, помещены в изготовленные резные киоты и размещены в интерьере нижнего храма иконы святого Иоанна Предтечи, великомученика и целителя Пантелеимона, святителя Спиридона Тримифунстского, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, блаженной Ксении Петербургской, блаженной Матроны Московской. Заказаны и оплачены работы по написанию икон Иверской Пресвятой Богородицы и Божией Матери «Млекопитательница», и изготовлению для них резных киотов.
В храме проводится целевой сбор средств дня написания икон и изготовления для них резных киотов. Резные киоты изготавливаются Свято-Троицким православным братством г. Щигры (Курская область). Каждый из них обходится в 39 950 рублей. Иконы пишутся в разных мастерских. Написание каждой из икон обходится от 52-х до 62-х тысяч рублей.
С ноября прошлого года по настоящее время собрано 677 102 рубля.
На эти средства изготовлены иконы в киотах святителя Луки исповедника и целителя, архиепископа Крымского, святителя Иннокентия, епископа Иркутского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Уже заказаны и проплачены написание икон и изготовление киотов для них Архистратига Божия Михаила, Великомученика и Победоносца Георгия, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Софрония, епископа Иркутского, который в 1770 году освятил нижний, Богоявленский, придел нашего собора.
В интерьере нижнего храма в резных с позолотой киотах разместились чтимые святыни – присланная со Святой Горы Афон икона Божией Матери в серебряной ризе именуемая «Самонаписавшаяся», и старинный дореволюционный образ, тоже в ризе, Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», которая является главной святыней Бурятии и всего Забайкальского края.
В преддверии празднования Похвалы Пресвятой Богородицы митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф совершил освящение нескольких икон, которые заняли место в интерьере нижнего придела Одигитриевского собора. Это уже упоминавшиеся иконы святого Иоанна Предтечи, святителя Спиридона Тримифунстского, святителя Иннокентия, епископа Иркутского и святого праведного Иоанна Кронштадтского, а также Владимирский образ Пресвятой Богородицы, который представляет из себя точную копию древней чудотворной святыни (в размере без нарощенных позднее полей).
По преданию, икону написал святой апостол и евангелист Лука еще при земной жизни Богоматери. В V веке из Иерусалима она была принесена в Константинополь, а около 1130 года на Русь. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенёс её во Владимир.
Из истории христианства на Руси известно, что в самые трудные моменты отдельные люди и весь народ обращались к Матери нашего Спасителя, Пресвятой Богородице, с несокрушимым доверием в Её сильное заступничество.
Владимирский образ Божией Матери имеет непосредственное отношение к празднику Похвалы Пресвятой Богородицы.
Летописи свидетельствуют, что в 1395 году, во время правления Великого князя Василия Дмитриевича (1389 — 1425), сына святого благоверного Великого князя Димитрия Донского, и во время святого митрополита Киприана на русскую землю с большой силой наступали орды Тамерлана. Он хвастался, что опустошит всю русскую землю и искоренит христианскую веру и направлялся на Москву.
Вдова Димитрия Донского, святая благоверная великая княгиня Евдокия, напомнила о том, что когда-то столица Византийской империи Константинополь не раз избавлялся от неминуемой гибели при набегах врагов по молитве перед чудотворным образом, написанным святым апостолом и евангелистом Лукой, и что есть и в нашей земле такая святыня.
Митрополит Киприан приказал всем поститься и молиться, и он сам днем и ночью со слезами молился. Из города Владимира тогда была торжественно перенесена древняя икона Пресвятой Богородицы, ныне известная как Владимирская. В праздник Успения Богоматери икона подошла к Москве. Митрополит вышел из города ей на встречу со всем духовенством и многими людьми. Они приняли её с невыразимой радостью и, смотря на неё, проливали много слез. Молились, чтобы освободиться от жестокого врага.
В тот же день, когда икону Пресвятой Богородицы принесли в Москву, Тамерлана во сне напугало ужасное видение. Он увидел Богородицу с руками, поднятыми ввысь, словно в молитве, а под Ней большое войско. Затем он увидел, как Она с угрозой приказывает ему отойти от границ Русской земли, и приказала своему войску выступить против него. Этим ужасным видением Тамерлан был настолько напуган, что выпрыгнул из своего ложа и воскликнул: «Горе мне! Что это за ужасное видение?!». Он трясся, стонал и был словно не в своем уме. Через некоторое время, когда немного пришел в себя, позвал своих князей и воевод и начал рассказывать о том, что видел. При том все еще весь дрожал от страха. Они, услышав, что хан говорит им, и увидев, как он трясется, тоже очень напугались. Затем хан со всем войском без боя со страхом отступил.
Русский народ на протяжении всей своей истории, когда доходило до противостояния добра и зла, истины и лжи, взывал к Матери Божией о спасении. Точно так же в своих нуждах к Ней прибегал и простой русский народ. Почитание святой иконы Богородицы и взывание среди глубокой боли души к Матери Божией о заступничестве было опытом всех верующих людей.
В 1700 году в Верхнеудинске, ныне Улан-Удэ, на месте нынешнего Одигитриевского собора был построен деревянный Богородице-Владимирский храм. Строительство нынешнего собора началось в 1741 году. 27 мая 1770 года был освящен тёплый нижний Богоявлений придел, а 3 мая 1785 года верхний Одигитриевский.
Работы по благоустройству нижнего храма собора будут продолжаться и далее. Уже ведется реконструкция иконостаса, будут изготавливаться напольные киоты для икон Казанской Божией Матери и святителя Чудотворца Николая, а также иконы Божией Матери Иверская и «Неупиваемая Чаша» и резные напольные киоты для них.
В этом году запланировано полностью завершить работы по обновлению внутреннего интерьера храма.