По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Home / Русская Православная Церковь / Жизнь Церкви / К чему призывает Господь. Что в служении пастыря главное, а что второстепенное.

    К чему призывает Господь. Что в служении пастыря главное, а что второстепенное.

    Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» № 1, 2023 г.

    Одни священники отдают все силы окормлению больных и бездомных; другие стараются прежде всего быть духовниками; кто-то глубоко вовлечен в науку или преподавательскую деятельность… Но есть нечто главное, на чем пастырь должен сосредоточиться в первую очередь.

    В теории спектр занятий священника отличается большим разнообразием. Как правило, он широк и на практике, и все, чем пастыря благословило заниматься Священноначалие, необходимо исполнять старательно и добросовестно.

    Но есть то, что должно быть в фокусе священнической жизни, — совершение Божест­венной Литургии. Все остальные служения восходят к этому главному и только в таком порядке и в такой перспективе обретают церковное значение и смысл.

    Эта максима священнического служения, зафиксированная на уровне догматики и пастырского богословия, дополняется в живом пастырском опыте очень важным наблюдением: клирики имеют разные таланты и склонности, которые необходимо использовать на благо Церкви Христовой, — но это благо достигается, только если строго соблюдать вертикаль служения.

    Божественная Литургия — приоритет номер один.

    Литургическую сторону выделял в священнической деятельности еще апостол Павел: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:1-4).

    Совершать Литургию и привлекать к участию в ней других людей — главное, на чем должен акцентировать свои усилия священник. Очень важна и пастырская работа с людьми, но силы для этого служения — трудного, требующего полной самоотдачи — священнику дает именно Литургия.

    Каждый раз, когда ты совершаешь Божественную Литургию, ты горишь огнем Божественной любви, — очистительным огнем, в котором попаляется все греховное. Пастырь каждый раз выходит после Литургии, как будто заново рожденный. И нужно, чтобы у него было желание поделиться этим счастьем с окружающими. В этом предназначение пастыря: делиться этим счастьем, быть исполненным переживанием Бога в своей жизни. Литургия — это не просто богослужение, но и привлечение человека ко Христу, созидание Церкви. Поэтому совершение Литургии для священника — самое важное.

    Литургию занимает центральное место в жизни священника. Священник — прежде всего совершитель богослужений и таинств, а уже затем человек, который общается с людьми, проповедует им слово Божие и отвечает на их недоуменные вопросы.

    Надо заниматься миссионерской, социальной деятельностью, работать с молодежью, но многое из этого можно делать и не будучи священником. Оставаясь мирянином, можно и наукой заниматься, и даже проповедовать иной раз дозволяется ученому чтецу. А Литургия, таинства, богослужение во всей его полноте — это может исполнить только священник.

    Служение у Престола Божия неотделимо от молитвы и пастырской работы.

    Обязанность совершать Литургию налагает на священника и еще целый ряд требований. В первую очередь это любовь к молитве. Совершение Литургии для пастыря, конечно, главное. Но чтобы полюбить богослужение, необходимо любить молиться. Священник, который не любит молиться, — он вообще не туда попал, не там оказался. Молитва дает жизнь и силы дальше нести свое служение.

    А благодатью, которой священник напитывается благодаря Литургии, обязательно нужно делиться с людьми. Отсюда рождается следующее по значимости служение человека, облеченного саном, — служение людям. Священник является утешителем народа, он служит людям. Потому вторая часть служения — это пастырство, помощь людям в нахождении пути к Церкви, ко Христу.

    Личная духовная жизнь, и в первую очередь молитва, — без них достойно исполнять служение сложно, чтобы не сказать невозможно. И пастырская работа тоже очень важна. Но все это так или иначе выстраивается вокруг Литургии.

    Священник должен уподобиться Христу.

    Служение Христа было одновременно служением и священника, и царя, и пророка-пастыря; а поскольку каждый человек, облеченный священным саном, несет в себе образ Христа, — значит, и для него все эти три стороны жизни должны быть одинаково важны, выделять что-то одно было бы неправильным.

    Литургию и другие таинства пастырь совершает как священно­служитель; таким образом, через него подается благодать Святого Духа для этого мира. Но вместе с тем он осуществляет и служение царское, ведет свою паству к Богу, к добру, как власть имущий (ср. Мф. 7:29). А кроме того, служение священника есть служение пророческое: это проповедь слова Божия, свидетельство об Истине. И здесь священник тоже уподобляется Христу — он должен быть пастырем, то есть являть любовь, заботу, проповедовать слово Божие. Ему нужно и обличать, и научать.

    Совмещать все эти виды служения совсем нелегко, со стороны священника это жертва: он полностью всего себя отдает людям. Дар священства трудный и ко многому обязывающий, но в то же время приносящий столько радости и утешения, столько любви Божией и людской, что настоящий пастырь никогда не пожалеет о выборе своего пути.

    У каждого священника может быть какой-то свой талант, через который он приобщается к пастырскому служению, к той благодати, которую дает ему Христос. Но самое важное — это наша жертвенность при служении. Нам следует забывать о себе, помня только свое недостоинство, — и это будет одним из главных положений, которым должен руководствоваться священник.

    Служить Богу тем даром, который получил.

    Есть ли в таком случае в пастырском служении что-либо «неглавное»? И как быть священнику, который хотел бы заниматься чем-то из этого «не первостепенного»?

    Для начала священнослужителю хорошо бы определиться, к чему у него вообще имеется склонность, талант, и просить у своего Священноначалия, чтобы ему дали возможность работать и развиваться в этом направлении. А дальше — исполнять то, что будет поручено, как послушание.

    «Священники — люди очень разные. И если у кого-то получается, например, окормлять бездомных, задача архиерея — ему в этом помочь. Не следует хвататься сразу за многое. Человек, который занимается всем сразу, как правило, неглубок в своей деятельности. Лучше как-то ограничивать себя, брать себе одно, максимум два направления работы.

    Каждый, по апостольской заповеди, должен служить Богу тем даром, который получил (ср. 1 Пет. 4:10). Но у священника есть еще и сугубая задача — использовать этот дар для того, чтобы привлекать людей к Евхаристии. Так пастырь на деле исполняет призыв апостола Павла: Ревнуйте о дарах бóльших (1 Кор. 12:31). Цель христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, — стяжание благодати Духа Святого Божиего. Все остальное — и молитва, и пост, и дела милосердия — это средства. Важно найти для себя то делание, которое максимально приносит пользу духовную, почувствовать, к чему призывает Господь. Но совершение Литургии для пастыря должно быть сердцевиной.