По благословению митрополита Улан-Удэнского и Бурятского Иосифа

    Централизованная религиозная организация

    Русской Православной Церкви ( Московский Патриархат)

    Главная / Святыни и святые / Святыни / ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «САМОНАПИСАВШАЯСЯ» (В ОДИГИТРИЕВСКОМ СОБОРЕ Г. УЛАН-УДЭ)

    ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «САМОНАПИСАВШАЯСЯ» (В ОДИГИТРИЕВСКОМ СОБОРЕ Г. УЛАН-УДЭ)

    Сказание об иконе Божией Матери «Самонаписавшаяся»,

    или «Ясская», или «Продромитисса».

    Скит Продром на Святой Горе Афон, в котором жили молдавские подвижники, получил статус общежительного скита в 1820 году и подчинялся Великой Лавре. Соборный Богоявленский храм был построен в Продроме в 1866 году. Главная святыня обители — чудотворная икона Божией Матери «Продромитисса» (по месту пребывания в скиту Продром), или «Ясская» (по месту её написания и первых чудес), или «Самонаписавшаяся» (как чудесно изобразившаяся без участия художника).

    Настоятель скита иеросхимонах Нифонт в 1863 году заказал образ опытному русскому художнику-иконописцу из Ясс, уже преклонных лет, Георгию Николаеву. С ним был заключен договор, что писать икону тот должен в посте и молитве, то есть ежедневно прочитывая акафист Богородице и принимая пищу лишь по окончании дневного труда, и не доверяя исполнение заказа никому другому. Когда иконописец принялся за работу, по благоговению и старческой немощи более уповая на помощь Божией Матери, чем на собственные силы, работа сначала шла успешно. Но когда были написаны одежды, и он приступил к написанию святых ликов Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, он не мог изобразить Их подобающе.

    Афонские иноки, утешая себя и скорбевшего иконописца, советовали ему молиться Матери Божией о помощи. Георгий так и поступил: отложив свой труд, он стал сугубо поститься и усердно молить Пресвятую Богородицу о помощи.

    Однажды он провел весь день в молитве, а на следующее утро пошел в мастерскую. Подойдя к иконе, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы. Благоговейный трепет объял иконописца, и он не смел прикоснуться кистью к ликам, изображенным на иконе с полным совершенством.

    Это, по сути, фотография Матери Божией. Ведь этот написал не человек, это Сама Матерь Божия проявила Себя. Здесь Ее лик запечатлен таким, каким он был при Ее жизни.

    Самонаписание ликов на святой иконе произошло 12 июня 1863 года, в этот день и установлено празднование в честь чудотворного образа.

    Известие о происшедшем чуде распространилось по городу, и множество народа стало приходить к чудесной иконе, так что инокам с трудом удалось перенести ее в свой дом. Иноки сообщили о случившемся Преосвященному Каллинику (Миклеску), исполнявшему должность митрополита. Он освидетельствовал икону и признал совершившееся чудом. Было совершено водоосвящение и только тогда допустили народ к чудотворной иконе, от которой стали совершаться исцеления больных. Вода, которой омыли икону исцеляла людей.

    Особое значение имеет эта святая икона в обращении иноверцев в Православие. Поклониться и помолиться перед святым образом шли все, и не только православные, но и люди других исповеданий, — и раскольники, и мусульмане, и армяне, и евреи, и получали благодатную помощь.

    Помощь Божией Матери подвигла одну еврейку со всеми родственниками принять Святое Крещение. История этого удивительного обращения такова.

    Одна еврейская семья содержала постоялый двор. Муж, кроме того, занимался торговлей. Однажды он отправился по торговым делам в Австрию и остановился у одного своего единоплеменника. Там он умер. Единоплеменник же его не только приехал к его вдове с печальной вестью, но и привез в сохранности все его деньги в размере 300 червонцев. На беду, один рабочий, живший на постоялом дворе, видел, как тот передавал хозяйке деньги. Он пришел ночью к еврейке и, угрожая ей, отобрал все деньги. Выйдя из комнаты, он осознал, что еврейку необходимо убить, так как в противном случае она его выдаст. Он вернулся обратно, сказал о своем намерении, связал ее и, как ни умоляла она не оставлять детей сиротами, приступил к выполнению своего плана. Видимо, он не имел подходящих орудий для убийства или же дьявол научил его инсценировать самоубийство: дескать, жена не перенесла смерти мужа. Сделал он петлю и прикрепил ее к потолку. Еврейка была в ужасе, потеряла всякую надежду на избавление и готовилась к смерти. Тут она вспомнила про «Самонаписавшуюся» икону, о которой говорил весь город. И еврейка, представительница народа, который не только отвергает Христа и Его Матерь, но христиан за почитание икон относит к идолопоклонникам, мысленно стала взывать к иконе: «Матерь Божия! Если Ты действительно есть Матерь Божия, родившая Мессию нашего Бога, и если действительно Сама с Рожденным Тобою изобразилась на иконе, чрез которую чудодействуешь, как слышу, то избавь меня от напрасной смерти! И если избавишь, тогда поверю самоизображению и прочим знамениям Твоей иконы и приму христианскую веру со всем семейством моим». И вот уже злодей-рабочий идет взять ее для казни, как вдруг кажется ему, что петля слишком высоко укреплена и он не сможет поднять туда свою жертву. Он залез на табурет и стал опускать петлю, предварительно накинув ее себе на шею. Вдруг стул выскользнул у него из-под ног, и ад разверзся, чтобы принять еще одного нераскаявшегося грешника.

    Но не все так восторженно отнеслись к чуду самонаписания иконы. В г. Галаце один художник не поверил в то, что образ самонаписался и решил лично увидеть этот образ. Но когда он подошел к иконе, то лик Божией Матери вдруг стал грозным. Художник тут же раскаялся в своем неверии.

    Настало время перенести икону туда, куда она предназначалась, – на Афон. Чудеса продолжались на всем пути святыни. Божия Матерь являлась в сонном видении некоторым людям и призывала их к себе на поклонение.

    Когда иноки вернулись в свой скит, то застали одного из братии тяжело болящим: он едва подавал признаки жизни и не мог даже говорить. Его поднесли к принесенной чудотворной иконе, а в келью он вернулся уже сам. Так же происходили и другие исцеления больных и бесноватых.

    Конечно, возникало желание иметь список этой иконы в других местах. Но поскольку лик этой иконы самонаписавшийся, то ни один иконописец не брался его повторить, не дерзал. Ну как можно написать лик, который Сама Матерь Божия явила? Как только они узнавали об этом факте, то сразу отказывались.

    Первый список с иконы Пресвятой Богородицы «Самонаписавшаяся» был написан только в конце XIX века в русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, с верой в то, что Матерь Божия через этот образ послужит обращению монгол в Православие.

    Благодатная энергия, присущая Самонаписавшейся чудотворной иконе, была столь мощной, что её изображение чудесным образом отобразилось на стекле киота. Его и использовали для написания списков с иконы. На оборотной стороне иконы есть надпись от руки следующего содержания: «Святая Афонская Гора. Сентября 20 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы подобие чудотворной Афонской «Самонаписавшияся» писана и освящена на Афоне и посылается в безвозмездный дар от смиренных Русских и других Святогорских Пустынножителей во благословение от Святыя Горы Афонския — земнаго удела Царицы Небесной всем Русским и Православным в Урге и по всей Монголии постоянно или временно жительствующим, или имеющим жительствовать, для Русской Православной Церкви, или будущему благолепному Храму в городе Урге при Российском Императорском Генеральном Консульстве, в память Государя Императора Александра Третьяго, Царя-Миротворца, и всех Православных воинов и христиан, прежде во все времена и ныне убиенных и смертельно раненых в пределах Монголии и всего Китая. В благодатную помощь всем с верою и любовию прибегающим и молящимися Царице Небесной пред сим Ея всечестым Образом. Да будет Она Ходатаицею о них пред Сыном Своим и Богом о возвеличении Православия и России».

    Известно, что в 1914 году епархиальный миссионер Забайкальской епархии будущий священномученик иерей Сергий Знаменский, командированный в Монголию, организовал в Урге в районе Генерального Консульства и за 4 версты в русское поселение Курень крестные ходы с иконой Божией Матери Самонаписавшейся.

    После 1921 года, в связи с революцией в России, храм в Монголии прекратил свое существование, и икона попала в Национальный музей истории Республики Бурятия им. М.Н. Хангалова, где и находится по сей день.

    В 2022 году в Улан-Удэ был создан новый точный список этого образа для Свято-Троицкого храма в городе Улан-Батор – единственного православного храма в Монголии.

    В 1903 году с Афонского чудотворного образа был сделан еще один список для Бурятии, ныне также хранящийся в Национальном музее истории Республики Бурятия им. М.Н. Хангалова. На его оборотной стороне имеется надпись: «Икона сия писана и освящена на Святой Горе Афонской в Русском святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре от коего послана в Предместье г. Верхнеудинска «Поселье» в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовью прибегающим к Всеблагой Владычице мира, и умильно молящимся к Ней пред пречистым Ея образом – 1903 года».

    Небольшая точная копия Самонаписавшейся иконы в серебряной ризе, в 2022 году присланная со Святой Горы Афон, находится в Свято-Одигитриевском соборе г. Улан-Удэ.

    Самонаписавшаяся икона Божией Матери — великая чудотворная святыня. К ней прибегают в различных душевных и физических нуждах: молятся об исцелении различных недугов, при болезнях душевного характера, обращаются за помощью, когда путь потерян и не знаешь, как дальше жить, она исцеляет от беснования, помогает даже при самых тяжелых и неизлечимых заболеваниях, обращает иноверцев к истинной и спасительной вере Христовой.

     

    Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

    именуемой «Самонаписавшаяся», глас 1:

    Твоей иконе, Богородице Дево,/ всеблагоговейно покланяемся и лобызаем ю,/ подаеши бо тою исцеления,/ здравие же и крепость душам и телесем воистинну./ Темже любовию Тебе взываем:/ слава промышлению Твоему о нас, Чистая,/ слава милосердию Твоему к верным,/ слава Тебе, самоизобразившейся,/ Всеблагая Владычице.

     

    Кондaк, глас 8:

    Богоматери воспоим божественне,/ припадающе Божественному образу Ея,/ преславно бо на том самонаписася,/ и источает чудес струи с верою притекающим/, и избавляет от зол зовущих Ей:/ радуйся, Невесто Неневестная.

     

    Молитва:

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы Твоя, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.